17.10.2017

Мыловаренный завод братьев Чистовых в Жегалове в начале ХХ в.: воспоминания рабочих

Продолжая публикацию воспоминаний жителей города Щёлково из собрания Щёлковского историко-краеведческого музея, нельзя обойти вниманием один из наиболее интересных источников, а именно, воспоминания Фёдора Ивановича Чистова (1900 г.р.) из села Жегалово (с 1954 и 1878 г. - в черте г. Щёлково) о дореволюционном мыловаренном заводе братьев Чистовых. Воспоминания были записаны 15 октября 1966 года и охватывают период от 1900-х до 1919 г. и выполнены чернилами на 14-ти ненумерованных страницах. 
Интереснейшим дополнением к ним служит рассказ рабочего завода, первого председателя фабкома, Петра Ефимовича Дмитриева (1897 г.р.). "Рассказ" охватывает период от 1915 до 1918 г. Рукопись чернилами выполнена на 6-ти ненумерованных страницах школьной тетради, и датирована автором 3 марта 1966 года.

Сложные отношения фабрикантов с их близкими родственниками, хитрости при найме на работу, тонкости дореволюционного мыловаренного производства  и военные поставки времён Первой мировой, Лев Толстой, коллекция ружей, голод и судьбы людей столетней давности: обо всём этом повествуют приводимые ниже рукописи. Воспоминания были оцифрованы в сентябре - ноябре 2016 г. Публикуются впервые. Снабжены нашими примечаниями и уточнениями.
Чистов Федор Иванович (Жегалово), 15 октября 1966 г.
История мыловаренного завода, бывшего братьев И.И. и С.И. Чистовых, теперь Щелковская прядильно-ткацкая фабрика

В дер. Жегалово, напротив церкви, на углу стоит дом. В нем в 1800 годах жил Иван [Васильевич] Чистов, который имел при доме лавку и вел торговлю. Было у него несколько сыновей, из которых двое: Иван и Степан после смерти отца лавку закрыли и занялись дома кустарным мыловарением.

Братья Чистовы. Слева-направо: Степан, Иван, Александр.
Фотография нач. ХХ в.
Когда они подзаработали, то купили участок земли у Жегаловского земельного общества крестьян в Щелкове (теперь Октябрьская ул., территория Прядильно-ткацкой ф-ки) и два деревянных жилых дома в начале улицы. Ведь земля, где расположен г. Щелково до реки Клязьмы от бывшей ф-ки Рабенека (теперь Щелковский хлопчатобумажный к-т [комбинат]) до деревни М<алое> Хомутово, включая лес «Воронок» принадлежала Жегаловскому земельному обществу. Это было примерно в 1900 годах [так]. Там построили они два одноэтажных деревянных здания и один деревянный дом для общежития рабочих и двухэтажный (низ каменный, верх деревянный, теперь – контора Пряд.-ткац. Ф-ки) для своего жилья и <конторы>, располагавшейся внизу.
В одном деревянном доме, который теперь стоит на углу Октябрьской улицы, у фабрикантов была парфюмерная лавка, а в другой части дома изготовлялось туалетное мыло, пудра, духи, помада.
 Мыловаренный завод братьев Чистовых. Фотография нач. ХХ в.

По рассказам, для производства парфюмерии и туалетного мыла они пригласили мастера-француза. Однажды, напоив его пьяным, они вызнали у него рецепт изготовления туалетного мыла, и, после, прогнали с работы.
В другом деревянном одноэтажном здании (теперь на этом месте каменное) они варили хозяйственное мыло.
Завод они продолжали расширять, и примерно к 1914 – 15 гг. было построено 2-х [исправлено на 1] этажное каменное здание, где уже был установлен паровой котел для варки мыла (теперь здесь уже надстроен 3-й этаж пряд. Трикотажной ф-ки [зачеркнуто]).
Мой дед Михаил Чистов приходился дальней родней Чистовым-мыловарам. Он работал ткачом на ф-ке Зубова [Фабрика Товарищества «С. Д. Зубков и Ко» в с. Новое Хомутово.] (теперь – Хлопчатобумажный комбинат) [Ошибка автора. Правильно: «Щелковская шелкоткацкая фабрика» (ШТФ).]. Богатые Чистовы стыдились, что их дальние родственники бедные, рабочие. И они еще моему деду запретили носить фамилию Чистов, а велели носить фамилию по прозвищу – Королёв. Дед был красивый, статный. Он был непокорный и гордый. Вот ему и дали прозвище «Король». А мы все, мой отец и его дети, так и звались: «Королёвы». И эта фамилия, на которую мы имели и паспорта, носилась нами до моего возвращения из Красной Армии, где я прошел, можно сказать, политшколу. Вот поэтому я, вернувшись, и добился восстановления нашей подлинной фамилии.
Отец мой имел большую семью: девять человек детей, из них 5 девочек. Земли на «женские души» не давали, жил он плохо. Я был старшим в семье, работал по крестьянству и батрачил. А когда мне минул 15-й год, отец пошел со мной к заводчикам-братьям Ивану и Степану Чистовым. Помню, упал он перед Степаном на колени, прося взять меня на работу и вывести «в люди». Но не такие были братья-заводчики, чтобы выводить меня «в люди».
Определили меня в производство туалетного мыла. Мое «ученье» заключалось в том, что я, приходя к 8 часам утра, должен был до вечера таскать дрова для печи, где изготовлялось мыло, подметать полы, выносить мусор, завертывать мыло и тому подобное. А в воскресные дни я должен был помогать в магазине продавщице. Там я тоже топил печь, подметал пол, закрывал и открывал ставни, вешал жидкое мыло. Когда же не было таких дел, то мне давали распрямлять старые гвозди, и после – взвешивали. Мое ученье, одним словом, заключалось в выполнении черной работы. Платили 10 рублей в месяц.
Всего на заводе работало 25 человек. Наем рабочих происходил так: на пасху всех рабочих увольняли, и неделю завод не работал. За это время все щелковские фабриканты производили наем рабочих и выдавали расчетные книжки с указанием заработка. Братья Чистовы при найме не выдавали расчетных книжек. Рабочий не знал, сколько он будет зарабатывать. При найме ему говорилось: «Не обидим». Когда же все фабриканты заканчивали набор рабочих, только тогда Чистовы выдавали расчетные книжки с указанием заработка. А рабочему уже некуда было идти поступать, если его заработок не устраивал. Спецодежду, кроме рукавиц, не выдавали, хотя работа была очень грязная и тяжелая. Рабочий день длился 10 часов.
Однажды рабочие решили потребовать заранее расчетные книжки, чтобы знать свои заработки. Пошел с ними и я. Пришли к «Стёпе» (так звали между собой рабочие Степана Ивановича Чистова). Тот накричал, изругал нас: «Не хотите работать, – уходите». Но уходить-то было некуда. Везде рабочие были наняты. Все ушли на работу, а я настойчиво продолжал требовать книжки. «Стёпа» окончательно разозлился и прогнал меня с работы.
В это время, проработав более 2-х лет «в мальчиках», меня приставили к машинисту. Машинистом работал Махалин из д. Ледово. Он был настроен против царизма. Читал газету «Копейка» и читал ее мне. Когда «стёпа» как-то увидел, что я читаю эту газету, то сказал: «Не читай ее. Это правительственная змея» [так]. У него я научился управлять двигателем и пускать его. Машинисту платили 40 руб. в месяц. Когда «Стёпа» увидел, что я научился и могу самостоятельно ходить за двигателем, он уволил машиниста. Мне же оказал «милость». Поставил меня машинистом, а платил все равно 10 рублей в месяц.
Когда меня прогнали с завода, пускать двигатель было некому. Прислали опять за мной. Дома у нас нужда, отец тоже гонит на работу. Поступить некуда. Пошел я на завод. Надо сказать, что всеми делами на заводе ведал Степан Иванович, а Иван Иванович был, как бы, технорук [технический руководитель]. «Стёпа» стал меня стращать: «– Ты бунтовщик. Тебя в тюрьму посадят за это. Не гордись. Вот война идет (а шла первая мировая война). Возьмут тебя на войну, мы тебе деньги будем слать» (будто солдату на фронте деньги нужны) [так].
Ну, стал я опять работать. Прибавил он мне пять рублей. За 15 рублей стал работать. А расчетные книжки, все же, выдали всем рабочим.
Ох, и жадные же были заводчики Чистовы! Мыло во время первой мировой войны они поставляли в военное интендантство. Но под видом туалетного мыла поставляли простое хозяйственное. Только его подкрашивали, и штамп ставили туалетного мыла. На этом нажили они большие деньги.
И куда только им нужно было столько денег!
Кроме завода они имели в Жегалове, как жегаловские крестьяне, землю. Да купили еще землю у Серковского общества. Это были поля между Жегаловым и Щелковым. Здесь они сеяли рожь, овес, клевер. Имели конную молотилку, жатку-лобогрейку [Жатка-лобогрейка – простейшая жатвенная машина-сноповязалка на конной тяге.]. Теперь эти поля застроены частью домами и корпусами Листопрокатного завода.
Оба фабриканта были женаты, но детей не имели.
Рукопись "Истории" Ф. И. Чистова, 1966 г. 
Арх. Щёлковского историко-краеведческого музея.

Степан Иванович был женат на Екатерине Павловне Сухановой [так] [Автор воспоминания ошибается. В девичестве Екатерина Павловна (1864 – ок. 1930) носила фамилию Симон.]. История их женитьбы и сама Екатерина Павловна послужили сюжетом и прообразом для романа Льва Толстого «Живой труп». Екатерина Павловна была небольшого роста, худощавая, с большими серо-голубыми глазами. Была она очень деятельная. Занималась просветительством. По ее инициативе в Щелкове было организовано Общество трезвости, которое имело свой дом. Теперь на этом месте стоит новое Административное здание. В доме была чайная Общества трезвости, показывались кинокартины, читались лекции. В период первой мировой войны, в 1914 году, она была одной из организаторов военного госпиталя и сама в нем работала. Он помещался во втором этаже теперешнего здания милиции. В дела своего мужа она не вмешивалась и жила как бы отдельной жизнью. Жаль, что эта деятельная женщина отдавала свою энергию не делу революции. (Впоследствии она, после революции, национализации завода и смерти мужа, занялась вязкой чулок и умерла в одиночестве) [В архиве Щелковского историко-краеведческого музея хранится рукописное воспоминание Николая Чистова (д. Жегалово, д. 32) – племянника Степана Ивановича Чистова, также касающееся Е. П. Сухановой. Во многих моментах оно совпадает с данными, рассказанными Ф. И. Чистовым, но также содержит ряд существенных дополнений. Ввиду краткости, приведем его полностью: «С. И. Чистов женился на Е. П. Она была очень красивой, умной и энергичной, имела общительный характер. / В хозяйственные дела мужа она не вмешивалась, занималась благотворительностью. Особенно во время 1914 года, - она руководила и помогала материально всем госпиталям, имеющимся в Щелкове: [будущий] Клуб КОР, Чайная Общества трезвости, и сама ухаживала за ранеными. Тратила много денег на это дело, у ней с мужем по этому поводу была большая неприятность. / После рев[олюции] Екат. Павловна работала в органах социального обеспечения вместе с Павловой А. К. / У Е. П. Чистовой был сын от первого мужа Гимера, но сын не хотел носить его фамилию, а носил фамилию Суханов (очевидно, это была девичья фамилия матери (Е. П.) [Автор воспоминания ошибается. Ее сын, революционер, экономист и публицист Николай Николаевич Гимер (1882 – 1940) носил псевдоним Суханов, неоднократно подвергался арестам и был расстрелян  29 июня 1940 г.]. Сын был образованный и очень сильный работник, работал и жил в Москве, женат был на француженке. / Вскоре после национализации завода С. И. Чистов умер [1926 г.], а Е. П. Чистова жила в одиночестве. / Сын был арестован и не вернулся, а Е. П. как общественнице разрешили работать на дому, она приобрела вязальную машину и вязала кофточки и чулки. / Долго ждала сына, но он не вернулся. Не дождавшись, покончила жизнь самоубийством (отравилась). Похоронена на жегаловском кладбище».].
После февральской революции 1917 года буржуазия стремилась удержать власть в своих руках. Промышленники собирали деньги для укрепления своей власти. Помню, как заводчики Чистовы заперли в своем кабинете в конторе конторщика Николая Илларионовича Камчатнова, нашего односельчанина, и он там считал серебряные и золотые деньги. Потом эти деньги положили в три больших чемодана и «Стёпа» отвез их в Москву.
После Октябрьской революции Советская власть не сразу национализировала всю промышленность. Не было первое время ни опыта в управлении хозяйством, ни экономических органов, способных немедленно взять в свои руки руководство хозяйством. А промышленники оказывали сопротивление, стремились разорганизовать [так] производство, взорвать Советскую власть. Надо было их обуздать. Был введен рабочий контроль. Осуществление его возлагалось на фабрично-заводские комитеты.
И вот, помню, на чистовский завод пришли представители местной советской власти и комитетчики. К сожалению, я не знаю их фамилий. Они взяли с собой некоторых рабочих, в том числе и меня, и стали производить обыск. В кабинете нашли спрятанные 25 штук берданок [Берданка – малокалиберная винтовка.]. Заводчики объяснили, что это, якобы, для защиты завода от бандитов. Берданки, конечно, взяли. Затем реквизировали запасы продовольствия: несколько ящиков консервов, около тонны белой и ржаной муки, несколько мешков крупы, несколько бочек подсолнечного масла, 4 мешка сахара. Помню, как одна из работниц, пришедшая в числе комитетчиков, не знаю ее фамилии, взяла несколько горстей муки из мешка, стоящего в квартире Ивана Ивановича Чистова, насовала муку в карманы жакетки его жены, приговаривая: «Все вам мало, чертям. Нате, обжирайтесь тогда, когда наши дети с голоду мрут».
В феврале 1919 г. мне шел уже 20-й год, меня призвали в Красную Армию, и отправилась наша часть на фронт против Деникина. Уже возвратившись из Красной армии, я узнал, что завод еще работает. Через некоторое время я был вызван на территориальные военные сборы, а возвратившись оттуда, узнал, что накануне национализации завода «Стёпа» стал прятать отдельные части машин, надорвался, и вскоре умер [С. И. Чистов умер в мае 1926 г. В карточке ЗАГСа в разделе причина смерти указано: «от поднятия тяжестей». См.: Ровенский Г. В. Алексей Чистов – крестьянин села Жегалово, первый депутат Государственной думы из щелковского края. – Фрязино-Жегалово (Щелково), 2009, с. 41.].
Теперь здания этого завода не узнать. Они надстроены, возведены новые постройки. Пришел настоящий хозяин – народ, и по-хозяйски распорядился заводом. Теперь это большая прядильно-трикотажная ф-ка. [Прядильно-трикотажная фабрика (впоследствии – ЗАО «Щелковтекс»), занявшая производственные корпуса бывшего мыловаренного завода братьев Чистовых в Жегалове, занималась производством вязаных (трикотажных) изделий: косынок и головных платков, а также пуховых изделий. В 1960-е гг. к предприятию была присоединена Сходненская трикотажная фабрика].
Чистов Федор Иванович, член КПСС с 1926 года, дер. Жегалово, д. № 24.

 Щелковская прядильно-трикотажная фабрика. Фотография 1960-х гг.
Арх. Щёлковского историко-краеведческого музея.
 
Дмитриев Петр Ефимович (Жегалово), 3 марта 1966 г.
[Рассказ о мыловаренном заводе Чистовых в Жегалове]

Я, Дмитриев Петр Ефимович, рождения 1897 года.
В апреле м-це 1915 года поступил на работу в качестве рабочего на Мыловаренный завод братьев Чистовых Степана Ивановича и Ивана Ивановича. Сначала, по приходе на работу, мне дали для интендантства сушить мыло, впоследствии меня хозяин Ст. Ив. перевел на другую работу по штамповке мыла и его упаковке. Проработал на этой должности до мая м-ца 1916 года. Потом, в мае м-це 1916 года я был призван в Царскую армию, поскольку в это время шла империалистическая война с Германией. Попал на свою службу в г. Петроград Лейб. Гв<ардии> Волынский полк [Лейб-гвардии Волынский Его Величества полк осенью 1915 г. вел бои за Сморгонь и в декабре 1916 г. был отозван с фронта в столицу в честь полкового праздника. 27 февраля 1918 г. полковая учебная команда в числе 350 чел., убив своего командира, перешла на сторону революции. В октябре полк первым выступил за советскую власть.], прослужив в таковом до марта м-ца 1918 года. За этот период своей службы принимал участие в Февральской и Октябрьской революциях. В марте 1918 года я заболел. Меня должны были направить в госпиталь, но местов [так] свободных в этом госпитале не было, поскольку много было привезено с фронта раненых солдат. Тогда комиссия врачебная околотка Волынского полка предложила временный отпуск на 21 сутки, и, по приезде домой, я заболел сильнее. Пришлось обратиться [в] дер. Городищи [ныне пос. Свердловский], где была в это время фабричная больница, к одному из врачей. Последний меня направил в город Богородск [ныне г. Ногинск] на врачебную комиссию. Признав у меня хронический бронхит, комиссия признала дать 6-ти месячный [отпуск], на предмет прохождения дальнейшего лечения. После чего я обратно пришел в мае м-це на мыловаренный завод Бр<атьев> Чистовых. Вскоре на общем собрании рабочих я был избран председателем местного [фабричного] комитета. Завод как таковой продолжал уже работать с натяжкой, так как стало недоставать сырья. Хозяева почувствовали, что завод должен пойти в руки рабочих. 

Рукопись "Рассказа" П. Е. Дмитриева, 1966 г. 
Арх. Щёлковского историко-краеведческого музея.
 
Взаимное отношение между рабочих и хозяев [так] Бр. Чистовых было довольно натянуто, поскольку им нужно было дать больше готовой продукции и иметь больше наживы в карман. Между прочим, Чистовы по выбору иногда давали поощрение, но не всем, и это было такое поощрение очень редким. Стали проявлять работы [так] по доставке всевозможных жиров для варки мыла, да притом же у Чистовых до прихода меня на завод, были отобраны имев<шиеся> у них охотничьи ружья. Я до этого еще не знал, потом как-то Чистов Ст. Ив., обращаясь ко мне, сказал: «Петр, у меня отобрали охотничьи 4 ружья». Я подумал, [если] есть ружья, надо будет их попросить и вернуть для охраны завода.
Я впоследствии обратился в профсоюз, который находился в красном церковном доме [Построенный в 1916 г. и сохранившийся до наших дней дом причта Собора Св. Троицы Живоначальной в Щелкове.]. Откуда Степан ив. Чистов узнал, что я ушел хлопотать насчет ружей, не знаю, но он тоже появился вскоре в профсоюзе. Там он получил хорошую нотацию [Нотация – наставление, выговор.]. Ружья эти были выданы под мою ответственность, каковые находились при нашем комитете для охраны завода. Притом вспоминается в особенности о том, что ружья Чистовым не были возвращены. Они очень были этим недовольны и [ружья] оставлены при местном комитете. Жили мы в Бараке (дом для общего жития), который находится еще в настоящее время по Советской улице. Впоследствии у хозяина были все штампы [для маркировки мыла] отобраны, сданы в профсоюз и в дальнейшем были присланы подводы [нрзб.] комитетом и их представителями, о котором я узнал впоследствии, что с завода было вывезено сырье, находившееся там. А я ушел в сентябре м-це 1918 года [в Красную армию] защищать молодую Советскую Республику, из которой демобилизовался в апреле 1924 года.
 
Щелковский историко-краеведческий музей © 2017.  
Оцифровка, публикация, комментарии: А. Послыхалин © 2017.  
При использовании материала обязательны ссылки на museum-schel.ru и trojza.blogspot.com